Как повлияет регулирование цифровых платформ на доступность товаров и услуг, как защитить продавцов от злоупотреблений со стороны платформ, а покупателей - от продавцов, и возможно ли одним законом отрегулировать широчайший спектр различных онлайн-сервисов - ответы на эти вопросы искали на конференции ЦИПР-2025 в Нижнем Новгороде участники дискуссии, организованной "Российской газетой".
Отрицать значимость платформ для экономики невозможно. Сегодня на них приходится до четверти оборота непродовольственных товаров. И эта цифра, по словам экспертов, будет расти. Цифровые платформы решают массу задач: это и повышение качества и товарной доступности в малых населенных пунктах, которые сравнялись с городами, и логистическая связанность, и экспортно-импортные инструменты. А также масса возможностей для малого бизнеса, ведь никогда еще путь до заказчика не был таким коротким.
Проблемы регулирования отрасли цифровых платформ вызваны многообразием рынка платформ и маркетплейсов, а также масштабами их бизнеса, отмечает Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО "Цифровая экономика".
"Сегодня платформы - это даже не часть инновационной экономики, это часть просто экономики. В 2020 году платформы в пандемию перевели огромное число процессов в онлайн. Это была максимальная степень социальной ответственности бизнеса. А в 2022 году IT-ландшафт круто изменился после ухода иностранных компаний, но на качестве жизни это не сказалось", - отмечает Плуготаренко.
При этом очевидно, что лидеры рынка продолжат свой рост. Уже сегодня, как отмечала ранее основательница Wildberries Татьяна Ким, за сутки делается порядка 40 млн заказов на крупнейших платформах. А как сообщил директор eCommerce Т-Банка Илья Кретов, в 2027 году каждый третий товар в России будет куплен онлайн. Но есть и проблемы. "На рынке сегодня 350-400 тысяч активных продавцов, идет консолидация. Добавочная стоимость клиента на маркетплейсе очень низкая. 90% транзакций, 65% оборота сегодня приходится на маркетплейсы. Как при этом расти малому и среднему бизнесу?" - говорит эксперт.
Главные вопросы сегодня - что именно и как регулировать в сфере цифровых платформ, поясняет замглавы Минцифры Сергей Кучушев. "Мы стремимся услышать отрасль и понять, нужно ли регулирование. И ответ - нужно оно не всегда. Многие вопросы сегодня эффективно решает Закон "О защите прав потребителей". Но когда оборот сделок на партнерских площадках превышает десятки триллионов, говорить, что это не нужно регулировать, было бы ошибкой", - поясняет Кучушев.
По его словам, бизнесу было бы целесообразнее возглавить этот процесс и не ждать, когда отрасль отрегулируют решением сверху.
Плуготаренко привел примеры, как делать не надо - в частности, "всеобъемлющее регулирование на сотни страниц" в ЕС. "Но у них засилье американских игроков. У нас же всегда более 50% рынка было во всех сегментах у наших компаний. И наша задача, чтобы рынок развивался", - пояснил он.
Важно учитывать и позицию офлайн-бизнеса, который испытывает на себе влияние цифры. Рынок приблизился к точке, когда регулирование нужно, особенно в том, что касается злоупотребления рыночной силой, уверен Антон Гуськов из ассоциации РАТЭК, объединяющей крупнейших производителей и продавцов электроники.
"Во-первых, это вопрос добросовестной конкуренции. Когда платформа начинает навязывать продавцам так называемые автоакции, это искажает конкурентную среду", - заявил он, напомнив про обращение РАТЭК в ФАС.
Кроме того, по словам Гуськова, важно маркировать магазины, торгующие трансграничным товаром, чтобы покупатель понимал, что ему привезут. Здесь же проблема контрафакта. Как пояснил Александр Журавлев, управляющий партнер юридической компании "ЭБР", доля контрафакта на платформах увеличилась на 40%. Но в силу специфики цифровых сервисов правообладателю очень трудно реагировать на подделки. "Раньше вы могли прийти в магазин с полицией. Теперь же достаточно двух дней, чтобы распродать товар онлайн. Необходимо эти процессы адаптировать для работы в цифровом мире", - отметил Журавлев.
Вопрос взаимоотношений онлайн- и офлайн-бизнеса является крайне важным, пояснил Сергей Кучушев. "Часто говорят, что правила для онлайн и офлайн разные. Но многие правила применяются одинаково. И нам важна целостная экосистема ретейла, где будет представлен и онлайн, и офлайн", - подчеркнул он.
Проблема навязывания скидок нашла свое отражение в готовящемся проекте закона "О платформенной экономике", который разрабатывает правительство. Суть в том, что платформы конкурируют между собой за покупателей и стремятся предлагать им наиболее выгодные цены. При этом в расчетах возможной скидки они опираются на аналитику данных. Это часто приводит к тому, что товары начинают продаваться по цене ниже себестоимости. Хотя в целом по платформе размер скидки выглядит приемлемым.
"Мы закладываем в законопроект следующую логику: платформы могут предоставлять скидку за свой счет, если продавец в рамках интерфейса определил максимальный размер снижения цены. Если продавец не указал снижение цены, скидку даже за свой счет маркетплейс предоставлять не может. При этом скидку за счет продавца можно предоставлять только при наличии предварительного согласования с продавцом. Либо в рамках каждой акции, либо системно", - рассказал представитель минцифры. Регулирование должно учитывать специфику бизнес-моделей и не затруднять развитие российских компаний, отмечает заместитель управляющего директора "Авито" Михаил Рыженков.
"Платформам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с социальными сетями и даже с мессенджерами. В основе всех решений должно оставаться удобство для пользователя. Если сервис становится сложным, неудобным или небезопасным, потребитель может перейти на зарубежные платформы. Наша задача - выстроить рамки, при которых рынок сможет развиваться, а пользователи - получать лучший сервис", - отметил он.
При этом новые инструменты, такие как биометрия, могут способствовать повышению эффективности платформ за счет вывода туда ранее запрещенных к онлайн-продаже товаров, полагают в Минцифры.
Пользователи с оптимизмом смотрят на биометрию как на инструмент защиты, рассказал Евгений Ермоленко, директор офиса управления продуктами Центра биометрических технологий. Он привел цифры ВЦИОМ, по которым 20% пользователей считают биометрию самым безопасным способом идентификации при дистанционной продаже, 51% поддерживают ее внедрение для продавцов.
Однако платформы скептически смотрят на этот инструмент, отмечает Алексей Минаев, директор по стратегическому развитию Wildberries & Russ. "Это дорогое удовольствие", - подчеркнул он, добавив, что задача уже эффективно решается другими способами. Эксперты отмечают, что принятие закона станет лишь первым шагом в регулировании отрасли, так как, помимо введения правил, необходимы и инструменты для контроля за их соблюдением, и санкции к тем, кто их игнорирует. Очевидно, что совсем не регулировать нельзя, но и регулировать то, что фактически стало инфраструктурой для жизни, необходимо крайне аккуратно.