ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 11, 2025

«Крёстный отец»

Рейтинг: 0

Автор: Алла МИТРОФАНОВА. Фома

35 лет назад на экраны вышел последний фильм трилогии Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». Кинолента, название которой напрямую отсылает к христианской традиции, погружает нас в мир, в котором, кажется, все христианское вывернуто наизнанку. Нет, это не частная история, характерная лишь для конкретной эпохи. В ее основе — вечная драма. Драма поиска ответа на вопрос, с которым каждый из нас сталкивается и сегодня.

Семья или группировка?

Вы обращали внимание, что в первых двух частях «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы ни разу не звучит слово «мафия»? Зрители прекрасно понимают, что речь в картине идет именно о мафиозном клане, но само слово ни разу в кадре не произносится. Говорят, это был компромиссный шаг, на который авторы вынуждены были пойти в связи с серьезными угрозами. Мафиозные кланы, узнав о производстве студией Paramaunt картины по роману Марио Пьюзо, решили надавить на продюсеров и остановить процесс. Они опасались, что фильм повредит их имиджу и создаст проблемы в дальнейшем ведении дел. Не знаю, насколько это правда. Однако слово «мафия» в «Крёстном отце» действительно появляется лишь в третьей части, которую снимали значительно позже. Сейчас уже не очень важно, по какой причине так вышло. Для понимания смысла картины гораздо важнее, что используется в качестве замены. И это очень сильный художественный ход, потому что вместо слова «мафия» в фильме звучит слово «семья».

Трилогия «Крёстный отец» (1972, 1974, 1990) — настоящая киносага о семье Корлеоне, и от этой саги невозможно оторваться. Хотя обычно зрители с удовольствием пересматривают первую и вторую части, а третья остается за скобками. Может, это и справедливо — в художественном смысле третья часть действительно слабее. Однако именно в ней есть сцены, которые позволяют отбросить уже претензии к авторам в романтизации мафиози и увидеть такую глубину взгляда на человеческую природу, что замирает дыхание.

Итак, в фокусе внимания — семья, основателем которой стал Вито Корлеоне (Марлон Брандо в первой части, Роберт де Ниро во второй), взявший себе в качестве фамилии название своей родной сицилийской деревни. Город с таким названием на Сицилии действительно есть, и в его истории мафиозные кланы оставили тяжелый след. (Правда, в кино роль деревни Корлеоне исполнила сицилийская коммуна Савока, тоже очень живописная и тоже прославившаяся благодаря «Крёстному отцу».)

Возможно, один из секретов успеха и неповторимости «Крёстного отца» как раз в том, что перед нами, с одной стороны, очень любящие и преданные друг другу люди, а с другой — те дела, на которые они готовы решиться ради, как им кажется, своей семьи и ее интересов. Получается невероятный драматургический объем, где на первый план выходит грандиозная подмена: каковы могут быть интересы семьи, если под семьей понимаются не только супруги, дети, кровные родственники и близкие, но и люди, повязанные кровью,— мафия? Будучи повязанными кровью, они одновременно могут приходиться друг другу отцами, сыновьями и братьями, и, возможно, в их иерархии смыслов как раз кровное родство и первично. Но как отделить его от дел, завязанных на крови? 

Майкл (Аль Пачино), младший сын дона Корлеоне, такую попытку предпринял. В начале первой части саги он однозначно говорит своей невесте Кей (Дайан Китон): «Такова моя семья, но я не таков».

А на выходе — Майкл становится новым доном Корлеоне, приняв от отца все «семейные» дела. Получается, если человек переступает через себя, убивая людей, используя подкупы, умножая коррупцию, если на всём этом он строит свой бизнес и объясняет себе, что делает это ради семьи, то — как бы он ни пытался огородить близких от своих дел — дела его будут бумерангом бить по родным. Если только человек не захочет изменить своего пути и не предпримет для этого решительных шагов.

В логике «Крёстного отца» оказывается, что семья как союз родных людей и «семья» как преступная группировка — это сообщающиеся сосуды, где взаимопроникновение неизбежно. И как бы ни пытался Вито Корлеоне дать детям лучшую жизнь по сравнению со своей, дети его оказываются втянуты во все дела «семьи» как мафии. Забота о семье, как он постоянно говорит, — это главная его задача. «Тот, кто не проводит время со своей семьей, никогда не сможет считаться настоящим мужчиной», — в этом Вито Корлеоне убежден. И это прекрасные слова! Сложность в том, что человек далеко не всегда замечает, как в его сознании происходит подмена. Как ценность семьи подменяется ценностью «семьи». Как на смену высоким идеалам приходит что-то совсем другое.

Проверить это можно только Евангелием. Христос говорит: По плодам их узнáете их» (Мф 7:16). Плоды Вито Корлеоне таковы, что его старший сын зверски расстрелян, средний сын убит младшим, а сам младший, желавший когда-то максимально дистанцироваться от дел мафии, становится новым крёстным отцом. 

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни