За что водители большегрузных авто ненавидят власть, почему надеются  на Путина и что думают о перспективах собственного протеста — The New  Times выяснял на месте.
Стоянка возле торгового центра в подмосковных Химках. Сегодня здесь  припарковано 15 большегрузов. В них уже больше недели живут люди. Один  из них, Сергей, ему под 40, приехал сюда на своей фуре из Питера. О том,  почему он здесь, в Химках, Сергей рассказывает так:
«Смотри сам: вычитаем ежемесячный налог с ИП и ежегодный транспортный,  вычитаем затраты на топливо — на сотню километров получается от 30 до 40  литров соляры, и в цену каждого включен немалый акциз, вычитаем  страховку, стоимость ремонта и обслуживания машины, обязательные траты в  пути, включая платные отрезки федеральных магистралей, вычитаем все  прочие расходы — и при удачном раскладе получаем 40–50 тыс. руб. сухого  остатка. А на мне две семьи — моя, где дома ждут двое детей, и старики —  родители жены. Сама супруга приносит 14 тыс. учительской зарплаты.  Дмитрий Медведев просит нас привыкнуть платить. Это значит — привыкнуть  не есть?»
             
            В самые удачные месяцы дальнобойщики зарабатывают около 150 тыс. руб.  «грязными». При этом за один километр пройденного при доставке груза  расстояния они просят у заказчика от 3 до 4 рублей. И назад нередко  возвращаются пустыми. Система взимания платы за проезд по федеральным  трассам «Платон» (подробнее о ней см. NT № 40 от 30 ноября 2015 года),  против которой протестуют эти заросшие щетиной сердитые мужики, сегодня  требует от них платить по 1,53 руб. с каждой тысячи метров независимо от  загрузки. Но уже с марта следующего года цена вырастет до 3,73 рубля. И  десятки тысяч индивидуальных предпринимателей, владеющих одной или  несколькими фурами, поставят свои машины к стене.
Ударит по каждому
В середине ноября, когда «Платон» только начал работать, к Москве  устремились сотни большегрузов из Дагестана, Калмыкии, Санкт-Петербурга и  других регионов и городов. Большинство фур перехватили на дальних  подступах выставленными загодя постами ГИБДД. У непокорных водителей под  надуманными предлогами отбирали права, им выписывали протоколы,  выворачивали содержимое кабин и всеми прочими способами отбивали желание  продолжать поездку. Но даже те, кто сумел пробиться через кордоны и  полицейские засады, попав в Московский регион, долгое время не могли  скоординироваться. Лишь спустя несколько дней работяги выбрали  представителей, которые теперь пытаются наладить контакт разрозненных  групп и договориться о совместных действиях.
Главная проблема съехавшихся к столице дальнобойщиков — отсутствие  четкого понимания, что они будут делать, если протест не достигнет своей  цели. Власть вроде бы уже пошла им навстречу: снизила размер штрафа за  нарушение действующих с 15 ноября правил с 500 тыс. до 5 тыс. рублей. И  дала понять, что это — максимальная поблажка, а всем недовольным  придется смириться. То есть или ездить себе в убыток, или повысить  расценки и автоматически проиграть конкуренцию железной дороге и крупным  транспортным компаниям, которые могут себе позволить функционировать в  новых реалиях.
«Дмитрий Медведев просит нас привыкнуть платить. Это значит — привыкнуть  не есть?»
Водители утверждают, что будут стоять до конца. Гаишники оперативно  повесили на улицах, ведущих к облюбованной дальнобойщиками парковке в  Химках, знаки, запрещающие заезд грузовикам, поэтому большегрузы,  прибывшие поддержать коллег, теперь останавливаются на соседней заправке  и на обочинах вдоль Ленинградского шоссе. Всего там собралось около 40  фур. Еще несколько десятков машин коптят небо на других шоссе, ведущих к  Москве. К примеру, дагестанские шоферы обосновались на Калужской  трассе. В итоге число добравшихся до цели автопротестантов оказалось  невелико — по сравнению с 700 тыс. дальнобойщиков, уже  зарегистрировавшихся, по словам премьер-министра Медведева, в «Платоне»,  — его можно считать арифметической погрешностью. Вероятность того, что к  протестующим прибудет серьезное подкрепление, тает с каждым днем.  Сердобольные москвичи ежедневно привозят им еду и топливо. Собирают для  них деньги. Но сердобольных немного.
На прошлой неделе в интернете появились сообщения, что в гости к  водителям хотят наведаться известные склонностью к мордобою члены  молодежного движения «СтопХам». Посовещавшись, дальнобойщики приняли  решение не поддаваться на провокации, даже если их попробуют задирать.  Однако проверить шоферское терпение никто так и не приехал.
«Где федеральные телеканалы? Почему людям не объяснят, во что «Платон»  станет всем россиянам? — удивляется пожилой водитель Александр из  Иваново. — Возьмите самое простое — хлеб. Сначала собранное зерно надо  довести с поля до элеватора. Потом доставить его на мельницу. Муку,  молоко и другие компоненты транспортировать на хлебозавод. И только  оттуда в торговые точки. Реально получается пять–шесть концов минимум. И  все это только грузовиками. Ведь железнодорожные пути, которые в  советские времена вели ко всем предприятиям, давно разобрали, порезали и  сдали в металлолом. В итоге цены на самые востребованные товары  вырастут в ближайшие месяцы минимум на треть. Мы разоримся. Ладно.  Пойдем в таксисты. Но платить-то придется всем без исключения  россиянам!»
«Понятно, что сейчас кризис и государству нужны деньги. На войну в  Сирии, на чемпионат по футболу, на новые лимузины с мигалками. Но разве  честно их брать из карманов простых людей?»
Пытаясь убедить товарищей перейти к более активным действиям, Александр  вспоминает недавний боевой опыт, полученный на Донбассе: «Когда  отступали из Славянска, я мужикам говорил, что надо сразу на Москву  идти. Упустили момент».
Однако большинство водителей пока придерживаются менее радикальных  взглядов. Ругая последними словами власть, они верят, что добрый  президент их услышит, поймет и восстановит справедливость. Впрочем, даже  самые упертые начинают, по их собственным словам, подозревать что-то  неладное.
Сдувшийся протест
Среди дальнобойщиков популярна версия, что Игорь Ротенберг, которому  принадлежит фирма, организовавшая, обслуживающая и снимающая сливки с  системы «Платон», с помощью своего отца, предпринимателя Аркадия  Ротенберга, близкого к Путину, под видом заботы о российских автодорогах  (формально cистема «Платон» введена ради сохранения качества российских  автодорог. — NT) лоббирует перевод максимального числа перевозок на  дорогу железную. Дескать, во главе РЖД сейчас стоит близкий этим  олигархам человек. «Нет, ну все понятно. К Владимиру Владимировичу  пришел Аркадий Романович, с которым они еще в детстве дзюдо занимались, и  объяснил, что из-за введенных коварным Западом санкций у него дети  голодают. Не мог же Путин старому другу отказать. А люди стерпят».
По словам дальнобойщиков, они собственным задом чувствуют хитрость  чиновников. Наматывая тысячи верст по бескрайним российским просторам,  они не понаслышке знают все о наших дорогах. И уверены, что никакие  сборы не помогут решить одну из извечных российских бед. «Чтобы у нас  были нормальные дороги, нужно для начала попробовать их качественно  строить, — говорит коренастый водитель из Подмосковья Борис. — Нам  говорят, что фуры портят асфальт. Но он разбит даже в левых рядах, где  грузовики никогда не ездят. Покрытие перекладывают по два раза в год,  воруя в сговоре с бюрократами 70 % выделенного бюджета. Мы же ездим за  рубеж и видим, что там дорожные работы проводят не чаще одного раза в  десять лет. Так, может, начать уже западные компании привлекать? И  никакого «Платона» не надо будет!»
«Наша профессия сейчас на грани рентабельности, — вторил ему молодой  дальнобойщик Андрей из Твери, крутя баранку многотонной машины. —  Чиновники говорят, что «Платон» позволит вывести всех частных  перевозчиков, работающих «в серую», из тени. Дескать, больше половины  дальнобойщиков налоги не платят, берут наличные вместо безнала и вообще  ездят как хотят. Даже если представить, что чиновники говорят правду —  ну так и что, от такой схемы наши услуги только дешевле!»
Андрею понятно, что сейчас кризис и государству нужны деньги — «на  войну в Сирии, на чемпионат по футболу, на новые лимузины с мигалками».  Но разве честно их брать из карманов простых людей? — задается вопросом  тверич.
Несмотря на декларируемую решимость добиваться полной отмены навязанных  сборов, дальнобойщики пока не планируют никаких активных акций,  ограничиваясь лишь громкими заявлениями и малореальными угрозами. Время  выставленного водителями ультиматума, в котором они обещали в случае  невыполнения их требований перекрыть все подъезды к столице, давно  истекло. Движение на МКАДе, неподалеку от места протестного стояния,  блокировано инспекторами ГИБДД, якобы проводившими антитеррористическую  операцию. И даже если у дальнобойщиков возникнет желание попытаться  что-то предпринять, им вряд ли это позволят правоохранители, взявшие в  плотное кольцо стоянку в Химках: все въезды и выезды надежно запечатаны  многочисленными экипажами полиции, а неподалеку от фур, не скрываясь,  стоит автобус ОМОНа.
Впрочем, разгонять скудный протест пока никто не пытается. Судя по  всему, власти решили дождаться, когда протестующие устанут жить в  походных условиях и разъедутся по домам. Некоторые водители и правда  задумываются о подобном варианте. Других держит гордость и вера в чудо.  Но на сколько хватит этого завода — неясно. Очевидно лишь, что никакая  революция в стране с дальнобойщиков не начнется.
«Дмитрий Медведев просит нас привыкнуть платить. Это значит — привыкнуть  не есть?»
Опыт
«Думают, что их не коснется, и сидят тихо»
Текст: Алексей Кувшинов
В 2014 году московские врачи выходили на митинги против «оптимизации»  (вернее, упразднения) больниц и поликлиник, увольнений и ухудшения  качества обслуживания пациентов. Им, как сегодня дальнобойщикам, «шли  навстречу». Через полтора года власти вернулись к прежним планам, но  теперь протестовать готовы немногие.
Тогда реформировать планировали 26 учреждений. Врачам вместо новых  рабочих мест по специальности предложили работу медсестер, уборщиков. На  первый митинг в ноябре прошлого года в столице вышли около 5 тыс.  человек, на второй тоже. Мэрия быстро переориентировалась, на ошибки  указал ОНФ — увольняемым выплатили компенсации, а число сокращаемых  больниц обещали уменьшить.
Теперь московским медикам грозит новая волна оптимизации. За 2014 год  были уволены 9,5 тыс. человек, в течение 2015–2017 годов к ним должны  добавиться еще 14 тыс. На митинг против новых сокращений на Суворовской  площади столицы в конце ноября собрались около двухсот человек. «Да,  народу мало. Большинство боятся увольнений, думают, что их не коснется, и  сидят тихо. Я создаю у нас независимый профсоюз, но коллегам заявили,  что, если они в него вступят, их ждут проблемы», — рассказывает зампред  профсоюза «Действие» врач Екатерина Чацкая.
По ее словам, после многотысячных протестов 2014 года власти сделали шаг  назад: уволенным пообещали компенсации, число попавших под оптимизацию  больниц пообещали пересмотреть. «Но компенсации выплачиваются до 31  декабря этого года. Поэтому людей сейчас не увольняют, сделают это в  начале 2016 года, уже без компенсаций. Протест имел действие — часть  больниц удалось отстоять, появились компенсации. Но власть от своих  планов не отказалась и, вместо того чтобы выполнить их разом, стала  действовать по чуть-чуть», — говорит Чацкая.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский подтверждает:  количество мест для больных в Москве уже сократилось в три раза. «Россия  отказывается от бюджетной модели, тогда как весь мир к ней идет», —  возмущается он. На вопрос, почему против сокращений мест в больницах не  хотят протестовать не только пациенты, но даже медики, которым грозит  увольнение, он отвечает так: «Серьезно драться никто не хочет, но мы  привыкли терпеть, а потом ломать все сразу»